Top.Mail.Ru
Обзор импульсного зарядного устройства 12/24В iCartool IC-CH102 Автосканеры.RU - Автосканеры.РУ
Сравнение
 0

Обзор импульсного зарядного устройства 12/24В iCartool IC-CH102

Это продолжение рассказа о зарядных устройствах для автомобильных аккумуляторов. Итак,  сегодня на обзоре зарядное устройство 12/24В с функцией восстановления iCartool IC-CH102. Прибор мне попал в руки вместе с младшей моделью IC-CH101. Цена этого прибора заметно выше, но и возможностей больше. Тем интереснее будет сравнить оба прибора и понять, стоит ли переплачивать за дорогой.

Судя по инструкции к прибору, наиболее заметное отличие – поддержка зарядки 24-вольтовых аккумуляторов. Может потребоваться водителям грузовиков и пилотам некоторых самолетов. Максимальный ток больше, чем у младшей модели – 8 ампер вместо 5. Это хорошая прибавка, особенно для емких аккумуляторов.

Следующее отличие – у устройства есть режим зарядки мотоциклетного аккумулятора. Нет, это не для шестивольтовых батарей. Режим рассчитан на 12-вольтовые батареи малой емкости. Пригодится и для аккумуляторов UPS, а также изношенных аккумуляторов, которые моментально вскипают на большом зарядном токе.

Наконец, есть режим для зарядки современных AGM- и гелевых аккумуляторов. Они требуют повышенного внимания к температуре, аккуратной регулировки тока и напряжения. Протестируем в обзоре и этот режим.

Но начнем традиционно с упаковки.

Упаковка, комплектация

Прибор пришел в цветной картонной коробке. На ней традиционно для iCartool указано назначение прибора и основные функции и преимущества.

01_IMG_4434.jpg

03_IMG_4436.jpg

Внутри сам прибор и инструкция. В инструкции описана техника безопасности и применение прибора. Приятно, что указан гарантийный срок 1 год и наличие сервисного центра в России.

06_IMG_4439.jpg

04_IMG_4459.jpg

Перейдем к прибору. Корпус целиком пластиковый. Вес побольше, чем у младшей модели, размеры чуть побольше.

07_IMG_4441.jpg

На обратной стороне еще раз кратко изложены правила использования.

08_IMG_4444.jpg

Две половинки корпуса объединены черными декоративными накладками, которые перекрывают доступ к винтам.

Разборка

Функционал разнесен на две платы: нижняя содержит импульсный блок питания, верхняя – «мозги» устройства.

09_IMG_4446.jpg

10_IMG_4452.jpg

11_IMG_4449.jpg

Несколько силовых элементов снабжены радиаторами. Посмотрим, справятся ли они с восемью амперами:

MBR20200СТ – диодная сборка, 10 ампер на диод – годится.

SSF8509 – мосфет на 80 А – с запасом.

12_IMG_0159.jpg

L7812CV – стабилизатор на 12 вольт, 1,5 ампера. Явно не он дает выходной ток, его полтора ампера для подсобных целей.

13_IMG_0160.jpg

8N65KL – мосфет на 8 А.

14_IMG_0162.jpg

Еще из интересного на плате:

LM358 – операционный усилитель

15_IMG_0164.jpg

Для охлаждения использован стандартный вентилятор размером 50 на 50 мм толщиной 12 мм, напряжение питания 12 вольт. В случае, если он загудит или сломается найти аналогичной не станет проблемой.

Пайка платы достойного качества.

16_IMG_0165.jpg

Проверка работы

Для экспериментов я использовал все тот же аккумулятор, что и в предыдущем обзоре.

17_IMG_4853.jpg

В прошлый раз мне удалось восстановить его емкость процентов на 10, возрос максимальный ток. Посмотрим, удастся ли этому зарядному устройству улучшить результат младшей модели.

Режим стандартной зарядки

18_normal_mode.png

При запуске зарядки ток устанавливается порядка 7-7,5 А. По мере зарядки напряжение медленно повышается, ток понижается. В конце зарядки устройство переходит в режим поддержания заряда. Наиболее интересные области я выделил овалами с цифрами. Рассмотрим их подробнее.

В районе области под цифрой 1 происходит некоторая перенастройка тока и напряжения. Вероятно, алгоритм имеет малый гистерезис в функции принятия решения на оптимальное напряжение зарядки. Отсюда и «нерешительность», отображенная на графике.

19_normal_mode_1.png

В области под цифрой 2 ровно на 60 секунд снимается напряжение с аккумулятора. Очевидно, измеряется его ЭДС и принимается решение на переход в режим заряда малым током. На этом этапе напряжение стабилизируется на уровне 13,8 В, на экране появляется надпись FULL и выключается вентилятор. Ток на экране больше не показывается, но он есть.

20_normal_mode_2.png

Наконец, после снижения тока до 200-250 мА, устройство переходит в режим импульсного поддержания заряда. Это область номер 3.

21_normal_mode_3.png

Здесь мы видим, что напряжение на аккумулятор подается лишь периодически, до уровня 13,8 В. Соответственно, возрастает ток. Скважность импульсов постепенно увеличивается. Точнее, длительность этих импульсов плавно снижается, а длительность интервалов остается постоянной – 60 секунд. А то, что график тока похож на логотип Cisco – скорее всего случайность, вызванная наложением частот импульсов и опроса датчика тока.

Дождаться отключения этого режима мне не удалось. Возможно, он сам не отключается, либо отключается более, чем после 5 часов работы.

 

Режим зарядки батарей AGM/GEL.

22_gel_mode.png

Здесь мы видим нечто близкое к классическому методу CC/CV. А именно, сперва поддерживается постоянный ток, потом, когда напряжение достигает определенного потолка, поддерживается постоянное напряжение с соответствующим уменьшением тока. Но в полной мере классическим наш случай назвать нельзя: на графике ток начинает снижаться задолго до того, как напряжение достигает потолка в 14,5 вольт. В остальном графики обоих рассмотренных режимов совпадают.

Режим зарядки мотоциклетного аккумулятора

Режим от рассмотренных отличается только пониженным током. Ток ограничен двумя амперами.

Режим восстановления

Режим восстановления заключается в подаче на аккумулятор попеременно высокого и низкого напряжения, что соответственно приводит к изменению тока зарядки. Диапазон токов порядка одного ампера.

23_repair_mode.png

На этом графике я привел наиболее интересный фрагмент – начало восстановления. Сам процесс восстановления у меня длился более 15 часов.

Через 15,5 часов режим отключился, и график тока вернулся к нулю.

24_repair_mode_full.png

Насколько такой способ восстановления эффективен? Посмотрим на результаты.

Результаты восстановления

За время написания обзора я 4 раза заряжал и разряжал аккумулятор. Разрядка производилась на нагрузку в 21 Вт. Ток разряда держался в районе 1,7-1,8 А.

25_repair_results.png

Четыре графика я свел в один, чтобы удобнее было сравнивать. Здесь же график первой разрядки, которая случилась после первого сеанса восстановления прибором младшей модели IC-CH101. И график разрядки после окончания восстановления прибором IC-CH101, которым было проведено 6 сеансов, он красного цвета. С зеленого графика начинается работа обозреваемого зарядно-восстановительного устройства. Его отставание от красного объясняется относительно длительным простоем аккумулятора после зарядки.

Как видим, IC-CH102 удалось еще больше восстановить аккумулятор. Проверим состояние по тестеру АКБ.

Было:

26_IMG_4663.jpg

27_IMG_4660.jpg

Стало:

28_IMG_4770.jpg

29_IMG_4767.jpg

Да, эффект определенно есть.

Точность показаний прибора.

Во время зарядки прибор циклически показывает на экране температуру, ток и напряжение. Что касается температуры, я ее проверять не стал: вряд ли кому-то придет в голову использовать зарядное устройство как градусник. Она используется для того, чтобы вносить температурные поправочные коэффициенты в настройки для зарядки на холоде и в жаре. Но я заряжал аккумулятор при комнатной температуре и реакцию прибора на жару и холод не тестировал.

Напряжение прибор показывает довольно точно:


 30_IMG_4928.jpg

Потребляемый ток, КПД, шум и помехи

КПД прибора проверим в наиболее нагруженном режиме: при зарядке аккумулятора максимальным током.

32_IMG_4923.jpg

Потребляемая мощность 121,6 Ватт. Мощность, отданная аккумулятору: 14,0*7,74 = 108,36

Считаем: 108.36/121.6 = 0,89.

КПД достаточно высокий, чтобы не беспокоиться о перегреве.

Жужжания импульсного блока питания за шумом вентилятора практически не слышно, помех на электроприборов я не заметил.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • Устройство работает, аккумуляторы заряжает и восстанавливает
  • Достаточно высокий КПД
  • Простое управление – всего одна сенсорная кнопка
  • Возможность заряжать три типа аккумуляторов
  • Возможность регулировки тока

Минусы:

·        В комплекте нет чехла

Итоги

Прибор выполняет заявленные функции, уверенно заряжая аккумулятор, не перегреваясь и выдерживая вполне логичную программу зарядки. Режим восстановления работает. Мертвый аккумулятор он, конечно, не воскресит, чудес ждать не нужно, но добавить процентов 10 к ресурсу может.

P.S.

Еще одно небольшое, но важное замечание. Я полистал на разных интернет-площадках аналогичные приборы. Нашел внешне точь-в-точь такие же, как этот, IC-CH102. И они дешевле. И там покупатели выложили фотографии вскрытия. Плата в том приборе другая, деталей на ней поменьше. Соответственно, цена пониже.

Тот прибор я не тестировал, как у него с функционалом – не в курсе. Просто имейте в виду: все, что есть в обзоре – справедливо только для прибора IC-CH102. Если вам попадется внешне точно такой же, но с другим «внутренним миром» было бы интересно сравнить.

 






Возврат к списку