Top.Mail.Ru
Как пользоваться мультиметром (часть 2) Автосканеры.RU - Автосканеры.РУ
Сравнение
 0

Как пользоваться мультиметром (часть 2)

Проверка сопротивления электрических цепей автомобиля

Другой популярной среди пользователей мультиметра функцией является измерение сопротивления. Прозвонка проводки, предохранителей на целостность (так называемой "цешкой"), проверка датчиков, проверка ВВ проводов, поиск КЗ, все это можно сделать, замерив сопротивление тока. Если проводить аналогию электрического тока как потока воды, то сопротивление - это препятствие для потока. Это может быть полезное препятствие, как лопасти водяной мельницы (любой электрический потребитель), а может быть и просто затором после туристов на реке (сгнившие провода). На мультиметре эта функция обозначается символом омега, и измеряется в Ом. И чем больше цифра, тем существеннее препятствие на пути тока.

Сопротивление тока не имеет полярности, поэтому при подключении не стоит уделять внимание цветам щупов. Если в случае с измерением напряжения мы можем подсоединить один из щупов к общей массе автомобиля, а вторым производить измерение, то с сопротивлением силы тока все чуть сложнее.

Измеряемый участок цепи или компонент должен составлять с мультиметром единую электрическую цепь, исключая другие элементы. Например, Вы хотите замерить сопротивление электрического тока форсунки. Если Вы просто соедините щупы на разьеме форсунки, то измеренное сопротивление будет общим согласно закону Ома. Поэтому нам необходимо отсоединить разьем и произвести измерение конкретной форсунки. 
Проверка электрического сопротивления
Так, зная номинальное сопротивление тока форсунки, и сравнив его с замером, Вы можете сделать заключение о ее работоспособности. В случае обрыва внутренней цепи форсунки ее сопротивление будет стремится к бесконечности. Наоборот, в случае межвиткового замыкания электрическое сопротивление будет близко к нулю. Для большинства автомобильных исполнительных элементов (форсунки, насос, соленойд, электрозамок) это значение находится в диапазоне от 6 до 12 Ом.

Отдельно стоит упомянуть температурные датчики, диапазон их показаний достаточно широк, и в таком случае нам просто необходимо убедится, что сопротивление есть, и оно зависит от температуры. Большинство из них имеет негативный температурный коэффициент (NTC), то есть при повышении температуры сопротивление датчика стремится к нулю.

Ну и наконец обратимся к любимому многими электриками режиму "Цешка". Честно этимология слова мне неизвестна. Это подрежим измерения сопротивления. Особенность в том, что в случае сопротивления близкого к нулю (то есть прямого контакта), мультиметр издает звуковой сигнал. Это удобно при быстрой проверке контактов и при прозвонке цепи на целостность. В зависимости от модели мультиметра это или отдельный, или выбираемый через кнопку mode режим, изображаемый как точка доступа wi-fi. Проверить что выбран нужный режим мы можем просто, соединив щупы между собой. Мультиметр должен издать звуковой сигнал.

Давайте рассмотрим этот режим на схеме, указанной выше, части форсунок двигателя V6 (или целого двигателя Daewoo Matiz). Предположим, что двигатель не развивает номинальной мощности, есть пропуски зажигания в 2 и 3 цилиндре, а расход топлива вырос. Проверка цепи зажигания не выявила отклонений, показания датчиков в норме, и мы пришли к необходимости проверки линии питания форсунок. Проверив сопротивление форсунки 3-го цилиндра, мы решили прозвонить саму цепь. Управление форсункой осуществляется через подачу блоком управления массы в нужный момент, тогда как "+" на форсунке при работающем двигателе постояннен. Убедившись в присутствии напряжение + 12 Вольт, и заглушив двигатель, мы приступаем к проверке управляющей цепи.

Сняв разъем с форсунки 3-го цилиндра с одной стороны, и с ЭБУ с другой стороны мы соединяем щупы с соответствующеми концами этого провода. Звучит сигнал, табло мультиметра показывает сопротивление меньше 1 Ом. Это значит провод целый. 
Сила тока в цепи   
Второй этап проверка на замыкание на массу или "+". Один из щупов остается подсоединенный к разьему, а вторым поочередно мы проверяем контакт этой цепи с массой и "+" автомобиля. Все в порядке, в обоих случаях зуммер молчит и сопротивление стремится к бесконечности. 
Диагностика электрической цепи
Следующий этап, проверка на замыкание с другими проводами в жгуте. Для этого также удерживая один из щупов подсоединенным к разъему от форсунки 3-го цилиндра поочередно подсоединяем другой щуп к линии управления форсунками 1 и 2 цилиндра со стороны ЭБУ. В обоих случаях зуммер пищит, и показывает 18 и 0.1 Ом соответственно. Это говорит о том, что действительно есть замыкание на линиях управления 2-го и 3-го цилиндров, и что сопротивление форсунок 1-го и 2-го цилиндров в норме. В данном случае мы просто не сняли разъемы с других форсунок.
Цепь электрического тока
Главное неисправность найдена и вписывается в общую симптоматику. Таким образом мы можем проверить любую электрическую цепь автомобиля и силу тока в ней. Исключение составляет система безопасности SRS, туда лазить не рекомендую. В следующий раз я расскажу, как провести измерения силы тока на примере поиска утечки АКБ.

Статья «Как пользоваться мультиметром (часть 1)»



Возврат к списку