Перепрограммирование блоков управления PCM
Перепрограммирование блоков PCM – это отнюдь не пижонство. Оно требует значительных инвестиций в оборудование и покупку подписки на обновления ПО. Это скрупулезная работа с таблицами, страницами схем и таблиц, TSB для оценки возможности обновления калибровок блока PCM, наконец, это полное погружение в процедуру перепрограммирования.
Перепрограммирование блока PCM приобретает все большее значение, поскольку блоки управления становятся сложнее. Дженерал Моторс подсчитала, что компания выпустила обновления программ к блокам, установленным на 70% автомобилей с 1995 г. выпуска и позже.
В программировании блока PCM – ничего нового
Вы не поверите, но перепрограммирование блока PCM существует уже более 20-ти лет! Первое перепрограммирование выполнено для автомобиля «Geo Storm» 1990 г. выпуска. Почему так произошло, что именно «Storm» оказался первым автомобилем с «перепрошитым» блоком управления, неизвестно. Вы думаете, что Дженерал Моторс должна была выбрать более дорогой и престижный автомобиль, например, Кадиллак или Корвет для испытания своей новой технологии. Но нет. Выбран был этот автомобиль, видимо, в связи с планом производства и выпуском новой модели, а не в угоду имиджу. Компания знала, что наступает эра систем OBD II, поэтому необходимо было выпустить новое поколение блоков PCM, которые будут работать быстрее, надежнее и обладать возможностью электронного перепрограммирования.
До этого момента в постоянно запоминающем устройстве (PROM) хранилась вся калибровочная информация PCM и рабочие команды. Дженерал Моторс стала первой компанией, которая использовала сменную микросхему PROM как способ программирования ограниченного количества PCM, которые устанавливались на автомобилях модельного ряда компании. Сменная память PROM также позволяла «восстановить» рабочие характеристики РСМ при появлении проблем с высокими выбросами или недостаточной приемистостью. Если ошибку в заводской программе обнаруживали позже, то в «полевых условиях» для ее устранения достаточно было заменить первоначальную память PROM на ремонтную (тактика компании оправдывала себя в течение нескольких лет на ряде предприятий). Любителям «зажечь» это также понравилось, так как появилась возможность установить новую память PROM, которая позволяла увеличить опережение зажигания, обогатить топливовоздушную смесь, снять ограничитель оборотов, выжать больше мощности из двигателя автомобиля.
Но у сменной памяти PROM есть один серьезный недостаток: микросхем оказалось очень много! Для каждого модельного года и каждой серии требовалась новая память PROM. Отзывы автомобилей по причине высоких выбросов или плохой приемистости увеличивали количество чипов. Мы говорим о тысячах разных микросхем PROM. Руководство Дженерал Моторс по подбору микросхем PROM насчитывает 362 страницы с номерами GM PROM для собственного диагностического сканера и программы Pathfinder.
Закономерным следствием стало появление перепрограммируемой памяти EEPROM (электронно-перепрограммируемое ПЗУ). Блок управления PCM имеет встроенную память EEPROM, которую можно перепрограммировать в течение нескольких минут без снятия PCM или замены микросхемы. Ко всем микросхемам предусмотрены коды доступа и соответствующие входные данные.
После «Geo Storm» Дженерал Моторс приступила к оснащению перепрограммируемыми блоками PCM различных автомобилей. К 1995 году большинство моделей компании имели перепрограммируемые блоки управления PCM. Форд и Крайслер поступили таким же образом после появления систем OBD II на автомобилях и легких грузовиках в 1996 году. В настоящее время перепрограммируемые блоки PCM установлены в разных системах управления (АБС, система пассивной безопасности, климат-контроль, бортовой компьютер и др.).
Зачем перепрограммировать блок управления?
Как уже упоминалось, блок PCM требуется перепрограммировать по нескольким причинам. Одна из них – это устранение заводских дефектов. Всякий раз Бил Гейтс «выбрасывал» на рынок новую версию операционной системы Windows, чтобы увеличить доход компании «Microsoft». Системы имели ошибки, для устранения которых предлагался к загрузке и установке новый «Service Pack» для Windows. Это, по сути, бесконечный процесс обновления. К счастью, в автомобилях дела обстоят гораздо лучше. Подобный подход стал настоящей находкой для автопроизводителя в том случае, если его детище не вполне готово к выходу на рынок. Эта философия «строить сегодня, дорабатывать завтра» привела к появлению множества отзывных компания, но вместе с тем позволила механикам исправлять заводские недочеты без замены деталей и запасных частей.
Перепрограммирование может потребоваться и в том случае, если заводские настройки OBD II становятся неточными после нескольких лет эксплуатации автомобиля. То же самое можно сказать и о приемистости. То, что идеально работает на новом автомобиле, может работать гораздо хуже после 50000 или 100000 миль пробега. Изменения в настройках кривой обогащения, зажигания или управления снижением токсичности благотворно влияют на снижение вибраций, детонации и т.п.
Например, на некоторых автомобилях Дженерал Моторс включается лампа «Проверить двигатель» и выдается код неисправности P1406, который указывает на ошибку в установке клапана системы рециркуляции отработанных газов (EGR). Очистка или замена клапана системы EGR и удаление кода проблему не решает, так как ошибка возникает вновь.
Основная проблема связана с самой системой OBD II и настройками PCM. Когда PCM выдает команду клапану EGR на открытие с целью проверки его исправности, он задает время, недостаточное для получения ответного сигнала клапана. Новому клапану требуется примерно 50 мс на открытие, но прежний клапан требовал для срабатывания 350 мс или больше времени. Это не приводит к повышенным выбросам окиси азота (NOx), но провоцирует появление ошибки. Проблему решает перепрограммирование блока PCM. Новые калибровочные данные предусматривают более длительное время получения отклика клапана системы EGR.
Еще одним примером важности перепрограммирования может служить появление кодов ошибок, связанных с обогащением смеси, на ряде моделей автомобилей компании Дженерал Моторс. Проблема заключается в том, что первоначальная программа самодиагностики OBD II не реагирует на изменение разрежения во впускном коллекторе с увеличением пробега автомобиля. После пробега 60000 миль разрежение снижается по сравнению с новым автомобилем, это создает благоприятные условия для обогащения смеси. Лекарство – перепрограммирование блока PCM для компенсации снижения разрежения.
После того, как автопроизводители откалибровали систему бортовой диагностики на соответствие федеральным стандартам безопасности, им пришлось провести черту в определении рабочих условий, которые могут стать причиной высоких выбросов (т.е. превышения стандартных показателей в 1,5 раза). В этом случае появляется код неисправности и включается лампа «Проверить двигатель». Это не означает, что выбросы автомобиля в действительности превышают предельно допустимые нормы, но согласно результатам лабораторных и полевых испытаний это вполне возможно. При необходимости автопроизводители могут установить порог немного ниже, так как для них не нужны дорогостоящие отзывные компании. К сожалению, производители не уведомляют о стратегиях диагностики или работы, применяемых в системах управления. Некоторые руководства по ремонту содержат четкую информацию о работе системы, а в другие ограничиваются простой схемой. Возможно, инженеры-конструкторы считают, что механикам достаточно схем и инструкций по сборке и разборке для ремонта современного автомобиля. Но порой требуется глубокое понимание логики работы системы, чтобы разобраться в причинах возникновения ошибки, особенно, если они не очевидны.
Лучшим решением при возникновении сложностей с устранением неисправности или выявлением скрытых причин служит проверка информации во всех технических бюллетенях, которые были опубликованы. Возможно, что для решения проблемы достаточно перепрограммирования блока РСМ. Следует еще кое-что помнить о перепрограммировании современных блоков PCM: если вы меняете PCM по любой причине, это следует сделать до запуска двигателя! Некоторые модули управления работают по схеме «plug-and-play», то есть запрограммированы для работы сразу после подключения к бортовой сети автомобиля. Для надежной работы многим модулям требуется калибровочная информация блока РСМ. Они могут потребовать выполнения загрузки прежних данных из первоначального блока и перезагрузки их в новый блок PCM или ввода обновленной калибровочной информации производителя. Некоторые поставщики предлагают программы для перепрограммирования блоков РСМ определенных автомобилей. В этом случае, требуется информация об автомобиле: (VIN), тип трансмиссии (ручная или автоматическая), тип системы снижения токсичности выбросов (федеральное законодательство Калифорнии) и другие данные, которые следует ввести для калибровки блока PCM. И последнее, что остается выбрать – программировать блок PCM самостоятельно или нет!
Могут не только дилеры
До недавнего времени только дилеры имели доступ к инструментам и программам для перепрограммирования блоков PCM. Благодаря принятию билля в Сенате 1146 в сентябре 2000 г. производители автомобилей должны предоставлять возможность использовать данную технологию независимым мастерским по разумной цене.
С 2004 года процедуры перепрограммирования должны также соответствовать требованиям стандартов SAE J2534, которые разрешают использовать диагностические приборы или другие подобные устройства.
Для перепрограммирования блоков PCM требуется три вещи:
- сканер или универсальное устройство J2534, способное работать с флэш-памятью,
- операционная система Windows,
- ПК с доступом в интернет для загрузки программного обеспечения с сайта автопроизводителя,
Также необходимы кабель для подключения ПК к сканеру или устройству J2534 и кабель для подключения сканера или устройства J2534 к разъему OBD II автомобиля.
Для работы с программами Форд необходим дилерский сканер Ford VCM или FORD VCM II.
Для загрузки программ Вам потребуется на выбор: заводской диагностический прибор, которым пользуются дилеры, сканер (его можно приобрести в розничной продаже) с возможностью перепрограммирования блока соответствующей модели автомобиля или универсальное устройство J2534.
Годовая или месячная подписка на пользование базами данных OEM стоит довольно дорого для небольшой станции обслуживания, но стоимость однодневного или краткосрочного абонемента составляет от примерно $20 - $25. Эти затраты обычно перекладывают «на плечи» владельца автомобиля, если требуется онлайн-доступ к базе данных программ на станции обслуживания.
Что касается программ Дженерал Моторс и Крайслер, то обновления поставляются на CD-дисках после приобретения подписки. Затем программу можно скопировать на флеш-карту и загрузить в сканер для последующей установки в блок управления автомобиля или скопировать в блок J2534 и далее установить на автомобиле. Программы для Форд загружаются с интернет-сайта компании. При работе с ними требуется постоянный доступ к сети интернет во время выполнения процедуры перепрограммирования, поскольку по правилам компании загрузка программ в автомобиль осуществляется непосредственно с собственного сервера Форд.
Процедура перепрограммирования может занять от нескольких минут до часа в зависимости от размера файла программы, которая устанавливается на автомобиль. На более современных автомобилях со сложными системами обычно требуется больше времени для перепрограммирования блока PCM.
Предупреждение!
Перепрограммирование блока PCM сопряжено с риском
Что произойдет в случае неправильного перепрограммирования? Любой, кто устанавливая новое ПО, сталкивался со сбоем при установке, понимает что это такое. В некоторых случаях PCM может получить такое повреждение, что восстановлению не подлежит и требуется покупка нового PCM!
Крайслер отмечает TSB (18-32-98), как устранить ошибку перепрограммирования.
В бюллетени говорится о том, что «процедура перепрограммирования может быть не выполнена правильно и/или диагностическое устройство может заблокироваться в процессе перепрограммирования». В основном это связано с плохим соединением между ПК, сканером и автомобилем, потерей питания диагностического прибора в процессе перепрограммирования, выключением зажигания до завершения процедуры перепрограммирования, ошибками (неправильным нажатием кнопок) или низким зарядом батареи.
Если процесс остановлен, следует перепроверить все соединения проводов, чтобы убедиться в надежности подключений и повторно провести процедуру перепрограммирования. Другими словами, если не получилось с первого раза, необходимо пробовать снова и снова. В Крайслере также, возможно, потребуется идентифицировать тип контроллера (SBEC2, SBEC3, JTEC 96-98, JTEC+ 99 и др.), чтобы приступить к перепрограммированию. Если снова появляется сообщение об ошибке, возможно, выбран неправильный тип контроллера (пытайтесь снова!).
Перепрограммирование – рискованная затея.
Но это может быть более выгодно, чем отправлять дилеру автомобиль для замены РСМ.