Top.Mail.Ru
Поиск неисправностей по диагностическим кодам dtc - Автосканеры.РУ
Сравнение
 0

Поиск неисправностей по диагностическим кодам

В данной статье рассматривается применение кодов DTC при диагностике электрических датчиков.

Понимание основных электрических правил и работы электрических цепей датчиков позволяют механикам эффективно диагностировать достаточно сложные системы компьютерного управления. Но из-за миниатюрных соединителей и проводов порой довольно сложно измерить напряжение в разъеме с помощью диагностических щупов.
К счастью, автомобильный сканер, цифровой мультиметр и комплекта перемычек (соединительных проводов) облегчает решение данной задачи. 
 
Лучше всего начинать любой процесс диагностики с проверки жалобы клиента и диагностики кодов DTC. Но механик должен понимать, каким образом возникают коды DTC и какими должны быть напряжения блока управления. Также ему следует проверить наличие подтягивающего и стягивающего резисторов PU и PD. Они всегда размещены в сигнальной цепи блока управления, а не на линии опорного напряжения 5-В датчика или нулевого опорного напряжения. Датчики активного сопротивления, подключенные к «массе» (нулевому опорному сигналу), работают совместно с подтягивающим резистором PU в сигнальной линии. С другой стороны, датчики, подключенные к напряжению 5-В, работают совместно со стягивающим резистором PD.
 
Диагностика переключателей входов 
 
Все коды DTC появляются при возникновении определенных неисправностей. Переключатели, в том числе выключатель тормозной педали, обычно выдают минимальное или максимальное напряжение (0 или напряжение источника). С большинством переключателей входов связаны два кода DTC: низкое входное напряжение цепи переключателя или высокое входное напряжение цепи переключателя. Кроме того, согласно запрограммированной логике модуль способен выдавать коды DTC при возникновении определенных условий. 


Например, педаль тормоза нельзя нажимать длительное время при разгоне автомобиля. Код P0719, соответствующий низкому входному напряжению цепи выключателя педали тормоза, отображается, если блок PCM фиксирует напряжение 0В на входе в течение некоторого времени при ускорении автомобиля. Эта логика запрограммирована в ЭБУ. 
 

Brake Pedal Engaged – Педаль тормоза нажата
Brake Pedal Disengaged – Педаль тормоза отпущена
Рис. 1 
 
На рис. 1 представлена схема электроцепи выключателя педали тормоза, которую можно разделить на три части: электроцепь до выключателя, электроцепь после выключателя и схема выключателя. Обычно, 12В фиксируется блоком PCM, если педаль тормоза отпущена. Появление напряжения 0В может быть вызвано обрывом цепи перед выключателем, перегоранием предохранителя из-за короткого замыкания на «массу» цепи между блоком PCM и предохранителем. Если предохранитель исправен, необходимо искать обрыв в цепи. 
 
Механик проверяет каждый компонент или провод на наличие обрыва, но поиск компонента или разъема, как известно, требует времени. Наиболее удобно проверить целостность цепи в разъеме выключателя. После данной проверки вольтметром можно проверить участок цепи с обрывом. В зависимости от источника тока напряжение до выключателя должно быть высоким. Если это так, то обрыв находится между выключателем и блоком управления. После проверки всех трех частей электроцепи следует обратиться к диагностике блока PCM. 
 
Диагностика датчиков активного сопротивления 


Normal – Исправное состояние
Open (Sensor Circuit High Voltage) – Обрыв (высокое напряжение в цепи датчика)
Shorted (Sensor Circuit Low Voltage) – Короткое замыкание (низкое напряжение в цепи датчика)
Рис. 2 
 
Как отмечалось ранее, блок управления фиксирует максимальное и минимальное допустимое напряжение переключателей входов. В отличие от них, датчики с активным сопротивлением активизируют коды DTC, если блок управления фиксирует максимальное или минимальное допустимое напряжение в течение определенного промежутка времени (см. рис. 2). 


Коды, соответствующие высоким напряжением в цепях датчиков, например, код P0118 для датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECT), возникает в том случае, если блок PCM определяет выходное напряжение 4,92В или выше не менее 2 секунд. Эта неисправность сопровождается чрезвычайно низкой температурой, которую регистрирует автомобильный сканер. 

Напротив, коды, соответствующие низким напряжениям в цепях датчиков, например, код P0117 для того же датчика ECT, появляются в том случае, если блок PCM фиксирует напряжение 0,08В или ниже в течение 2 секунд. Автосканер в этом случае показывает чрезмерно высокую температуру. 
 
Также встречается тип «условного» кода, например, P0128 – неисправность системы охлаждения. Подобные коды отображаются, если ЭБУ фиксирует какое-либо нарушение логики процесса. Блок PCM запрограммирован таким образом, что температура охлаждающей жидкости должна нарастать со временем после запуска двигателя. По сигналам датчика температуры впускного воздуха (IAT) и другим рабочим условиям блок PCM рассчитывает температуру охлаждающей жидкости двигателя. 
 

Low Reference – нулевой (низкий) опорный сигнал
Circuit 1-4 –электроцепи 1-4.
Рис. 3 
 
Код неисправности возникает в том случае, если фактическая и расчетная температуры охлаждающей жидкости сильно отличаются друг от друга, или фактическая температура ниже расчетного значения. Эта неисправность может быть вызвана поломкой термостата, неисправностью цепи датчика или самого датчика ECT. 
 
Конструктивно датчик ECT выполнит таким образом, что его сопротивление увеличивается при снижении температуры охлаждающей жидкости. Это приводит к нарастанию электрического потенциала (напряжения) на входе датчика. Поэтому обрыв или чрезмерно высокое сопротивление цепи способно вызвать напряжение 4,92В и более, фиксируемое блоком.

В этом случае сканер показывает очень низкую температуру охлаждающей жидкости двигателя (см. рис. 3). Несмотря на то, что цифровой мультиметр можно использовать для диагностики обрывов и высоких сопротивлений в цепи, лучше всего воспользоваться сканером и перемычками (соединительными проводами). По аналогии с диагностикой цепей переключателей здесь также необходимо разделить цепь на три участка: цепь до и после датчика, сам датчик. 
 
Для локализации места обрыва или высокого сопротивления в цепях датчиков можно выполнить следующие действия: 
 
1. Отсоединить разъем датчика и проверить сопротивление датчика. Этот прием позволяет механику локализовать проблему в датчике, проводке и блоке PCM. Датчик необходимо заменить, если его сопротивление слишком высокое (OL) или находится за пределами допустимых значений. 
 
2. Далее с помощью перемычки замкнуть провод датчика на массу (см. рис. 4). Из-за отрицательного напряжения на контакте блок PCM регистрирует напряжение, которое не превышает 0,08В и сканер показывает чрезвычайно высокую температуру. Если сканер не показывает очень высокую температуру, неисправность находится между датчиком и блоком PCM, см. рис. 5 (схема 2). 
 

Рис. 4

Normal – Исправное состояние
Faulty wire before sensor – Неисправность в цепи до датчика
Faulty wire after sensor – Неисправность в цепи за датчиком
Bad connections – Неисправные соединения (датчика)
Рис. 5 
 
3. Если сканер отображает очень высокую температуру при замыкании контакта датчика, следует замкнуть контакт на «массу» . По аналогии с заземлением контакта, напряжение в этом случае должно иметь минимальное значение и сканер должен показывать очень высокую температуру. Если сканер отображает чрезвычайно низкую температуру, неисправна цепь заземления датчика, рис. 5 (цепь 3). 
 
4. После проверки датчика и проводки следует протестировать контакты датчика или блока PCM
 

Рис. 6
 
Рис. 7 
 
Наиболее сложным процессом является поиск короткого замыкания. Короткое замыкание на сигнальный провод приводит к появлению кода DTC, связанного с высоким напряжением в цепи датчика, короткое замыкание на «массу» плавит провод или приводит к поломке блока управления. С другой стороны, только короткое замыкание на массу сигнального провода или короткое замыкание в датчике приводит к появлению кода DTC: низкое напряжение в цепи датчика (см. рис. 7). Обе эти неисправности можно протестировать омметром. Механику следует измерить сопротивление датчика, чтобы убедиться в том, что его характеристики соответствуют диапазону нормативных значений.
 
Если возникает подозрение на короткое замыкание на массу, механик отключает разъем датчика и разъем блока PCM, вставляет перемычку в контакт разъема сигнального провода и проверяет наличие замыкания на «массу». Омметр должен показывать «OL». И опять же, блок PCM необходимо диагностировать в последнюю очередь после тщательной проверки других компонентов цепи.
Механику в общем-то необязательно знать, как устроен блок управления. Ему гораздо важнее понимать, как работает цепь датчика, знать рабочий диапазон его напряжений и условия появления кодов DTC.


Возврат к списку