Для правильного функционирования тормозных механизмов жидкость должна обладать рядом свойств, которые у нас в стране описаны межгосударственным стандартом. Впрочем, на практике принято пользоваться американским эталоном качества FMVSS №116, который был разработан Министерством транспорта США (United States Department of Transport). Именно он и породил аббревиатуру DOT, ставшую именем нарицательным для тормозной жидкости. В этом стандарте описываются такие характеристики, как степень вязкости, температура кипения, коррозионная стойкость, уровень поглощения влаги из окружающей атмосферы и т.д.
Oдна из обязательных процедур при обслуживании современного автомобиля - замена эксплуатационных жидкостей при определенных пробегах. Все прекрасно понимают, для чего нужно менять моторное масло, но далеко не каждый знает причины, по которым то же самое делают, скажем, с антифризом или тормозной жидкостью.
Между тем она банальна - потеря эксплуатационных качеств:
При нажатии на педаль тормоза, воздух проникает в компенсационные отверстия системы и тормозная жидкость впитывает из него влагу. Гигроскопичность тормозной жидкости хоть и становится со временем недостатком, но она необходима. Это свойство позволяет избавиться от капель воды в тормозной системе. Попав в нее, вода может стать причиной коррозии, а при отрицательных температурах банально замерзнуть, что в лучшем случае оставит вас без тормозов в зимнее время, а в худшем приведёт к коррозии и дорогостоящему ремонту. Но чем больше воды растворяется в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения и больше вязкость при низких температурах. Достаточно содержания в тормозной жидкости 3% воды, чтобы ее температура кипения упала с 230°C до 150°C.
А чем вообще чревато кипение тормозной жидкости? Да все просто, если она закипает, в ней начинают образовываться пузырьки, получается своеобразная эмульсия. А вот эти пузырьки, по сути состоят из водяного пара, а это газ! А как мы знаем из физики его можно сжать, то есть из несжимаемого состава, жидкость превращается в сжимаемый. На практике вы давите на педаль тормоза, она проваливается почти до пола, а эффективность торможения падает в разы, автомобиль хуже замедляется при торможении. Вот вам и аварийная ситуация!
Тормозную жидкость принято менять по крайней мере раз в два года или через 40 000 км пробега (автопроизводители могут устанавливать другие интервалы, но они отличаются непринципиально).
Для правильной замены тормозной жидкости нам потребуется:
1. Параллельная схема – замена тормозной жидкости по осям, то есть начинаем работу с правого заднего колеса, затем меняем в левом и также с передними колесами;
2. Диагональная схема – также начинаем с правого заднего, но продолжаем по диагонали: переднее левое, потом левое заднее колесо и правое переднее.
- Получить доступ к зоне работ, а именно поднять автомобиль на подъёмнике/домкратом, или загнать его на яму и снять колёса.
- Снять крышку с основного тормозного цилиндра.
- Прокачать тормоз педалью, нажимая на неё 4-5 раз, с интервалом в 2 секунды и зажать её в рабочем положении.
- Открутить выпускной штуцер на тормозном механизме (последовательно от колеса к колесу: сначала одно полностью, потом следующее) и заменить тормозную жидкость (обычно, используют специальные трубки, чтобы слить жидкость аккуратно), постепенно доливая новую жидкость в основной тормозной цилиндр и прокачивая её по системе педалью тормоза.
- После того, как жидкость будет заменена, необходимо надёжно закрутить все штуцеры и одеть на них защитные колпачки.
- После окончания работ следует проверить равномерность и плотность хода педали тормоза.
Всё готово.
Однако, для выполнения работы вам потребуется напарник. Невозможно держать педаль тормоза в рабочем положении, контролировать процесс прокачки жидкости, а также одновременно доливать её в основной тормозной цилиндр в одночку. К тому-же, весь процесс по замене жидкости описаным способом, займёт немало времени. Особенно это актуально для автосервисов, ведь именно там применимо выражение: время-деньги. Но решение есть.
Установка ODA-5010 предназначена для быстрой замены жидкости в гидравлических приводах сцепления и в тормозных гидравлических системах большинства марок автомобилей. Станция позволяет специалисту качественно произвести прокачку тормозной системы и системы сцепления за очень короткое время. Подходит для всех легковых и грузовых автомобилей, включая агрегаты с ABS и контролем тормозной системы.
· В ходе работы установки невозможно образование эмульсии, что значительно увеличивает высокое качество выполняемого процесса.
· Временной интервал полного цикла работ по замене тормозной жидкости равен от 15 до 20 мин.
· Установка может выполнить несколько операций по прокачке систем при постоянном давлении без дополнительной зарядки воздухом компрессионной камеры установки.
· С работой вполне можно справиться самостоятельно (в одиночку). Всё что нужно - подключить установку к главному тормозному цилиндру (через специальный переходник, входящий в комплект), подать давление (до 7 bar), после чего подключить резервуар для слива старой жидкости (входит в комплект) к штуцеру на колесе и заменить жидкость.
Компрессорная установка через кран пневмолинии «9» нагнетает воздух в воздушный расширительный бак «5». При открытии крана «9» нагнетание воздуха идет через воздушный предохранитель высокого давления «7» и регулятор давления. Из-за разности давления между рабочей емкостью «З» и воздушного расширительного бака «5», эластичная диафрагма «4» выгибается, таким образом, что вытесняет тормозную жидкость через выходное отверстие в верхней рабочей емкости «З», в заливной бачок для жидкости гидропривода тормозов на автомобиле. Таким образом, исключается попадание воздуха в тормозную систему.
Замена тормозной жидкости, это не просто необходимая процедура, а жизненно важная составляющая сервиса вашего автомобиля.
Менять жидкость лучше каждые 40 000 км или каждые 2 года эксплуатации.
Замену можно производить с напарником, потратив некоторое количество времени или с помощью специального оборудования для замены тормозной жидкости ODA-5010.
Будьте внимательны к себе и своему автомобилю, чтобы не попадать в сложные ситуации на дороге.